Турция собрала множество элементов Тюркской, Оттоманской, Западной, и Исламской культуры и традиции: искусство миниатюры и каллиграфии, мозаика и турецкие ковры, живопись и музыка и многое другое.
Народные поэты-музыканты впервые появились в Анатолии в XV в. Ашики путешествовали из деревни в деревню, играя на багламе (щипковый инструмент вроде мандолины) или сазе (щипковый инструмент, число струн которого варьируется от 6 до 12), и пели сатирические песни на политические и социальные темы. Ашиков до сих пор можно услышать в таких местах, как Эрзурум и Каре, а также на фестивалях, которые проходят время от времени в Конье. Разумеется, инструменты сильно отличались от традиционных европейских.
Особенностью турецкой музыки было практически полное отсутствие нот. В Османской империи военные оркестры были важным элементом штурмовой тактики корпуса янычар. Музыкальная команда «Мехтер» создавала ужасный грохот, добавляя звуки литавр, рогов и волынок к выстрелам из оружий и пушек во время походов турок-осман на Балканы и в Центральную Европу. После отступления они оставили многие свои инструменты, которые пришли со временем в оркестровки европейских композиторов.
Современная популярная музыка Турции представляет множество школ и течений. Представителями старой школы, пришедшими из классической турецкой музыки, являются такие популярнейшие певцы, как Зеки Мюрен, Эмель Сайын и Бюлент Эрсой. Суперзвезда Ажда Пеккан поет сентиментальные песни, а Сезен Аксу - оригинальные турецкие поп-песни. Более западными и молодежными по стилю и, видимо, более талантливыми являются популярная группа Мазхар/Фуат/Эзкан и не такой популярный, но оригинальный Бюлент Ортачгиль, поэт-песенник, который поет и играет на гитаре.
Очень популярна и такая разновидность музыки, как арабеска. Вообще, стоит только включит телевизор, как на Вас буквально обрушивается музыкальная волна, совершенно различных национальных музыкальных песен, в которой можно и захлебнуться! Музыка в Турции звучит отовсюду - в такси, в кафе и ресторанах, в экскурсионных автобусах и на многочисленных дискотеках побережья.
Популярнейший танец в Турции - танец живота. Историки точно не могут назвать страну, где появился этот танец. Существует несколько версий, например, есть предположение, что это Египет, а может Междуречье, Индия или Турция. Танец живота непосредственно связан с развитием культа Богини Плодородия, Богини-Матери. У разных народов эта богиня называлась по-разному: Анахита, Исида, Иштар, Афродита. Этот культ был распространен во многих древних государствах, так как земледелие являлось основой их экономической жизни.
Если говорить о танце живота, то он отражает процесс зачатия, вынашивания плода и, наконец, рождения. Именно поэтому танец содержит эротические элементы. По мере развития древних цивилизаций танец менялся и выходил за рамки религиозного культа. Появилось второе направление в его использовании - светское, то есть танец становится развлекательным элементом в повседневной культуре восточных людей. В наше время он стал неотъемлемой частью представления в восточных странах.
Есть и другая грань искусства танца - это танец религиозный, культовый. Главный вклад в ислам турки сделали в области суфизма, мистико-аскетического направления в исламе. Каждый суфийский «тарикат» (секта, или дервишский орден) пытался найти путь к мистическому единению человека с Богом. На ритуал этих сект оказала влияние такая доисламская шаманская практика, как танцы и музыка, вызывавшие мощные вспышки экстаза у участников мистических церемоний айин. Ортодоксальные мусульмане такие обряды считали проявлениями ереси.
Последователи Мевлеви ежегодно в декабре проводят фестиваль, посвященный памяти основателя ордена, и это одно из главных туристических зрелищ. Во время религиозной церемонии крутящиеся дервиши одеты в развевающиеся белые платья и конические шляпы. Они вертятся под ровный ритм барабанов и звуки мистической музыки, представляя смерть и окончательное соединение Мевляны с Аллахом.
Одним из распространенных видов художественного ремесла было ковроделие. Еще знаменитый арабский путешественник Ибн-Баттута, посетивший Малую Азию в 30-х гг. XIV в. восхищался коврами из Аксарая и отмечал, что они славятся по всему Востоку. Материалом для изготовления ковров служила козья или овечья шерсть, окрашивавшаяся в несколько цветов, чаще всего в желтый, красный и синий. Благодаря применению красок растительного происхождения, очень стойких и прочных, сохранившиеся образцы изделий до сих пор поражают яркими сочетаниями красок. Самые древние ковры в Турции можно увидеть в Музее турецкого и исламского искусства в Стамбуле, а также в Музее Коньи.
Искусство работ по глине развитое в Анатолии берет свое начало у древнетюркских ремесленников, живших вне Анатолии. Но в период Османской империи это искусство приобрело особенности характерные только для местных мастеров, это послужило толчком для развития гончарного ремесла, предметы начали вывозиться в другие страны, где они пользовались особой популярностью. Блюда, тарелки, графины, сосуды для благовоний, фонарики, кубки и горшки покрывались глазурью.
Искусство изготовления чини, являющееся одним из видов керамики, появившимся в Центральной Азии, на территории Анатолии начало развиваться в период сельджуков. Чини играло огромную роль в архитектуре Османской империи, ими украшались мечети, усыпальницы и дворцы. Первые чини в Османской империи являлись продолжением традиций сельджуков. Геометрические и растительные узоры украшения, как правило, окрашивались желтыми и зелеными красками. Изник, бывший во времена расцвета Византийской империи центром развития керамики, и в Османской империи с 14 по 18 век сохранял свое лидерство в этой области.
В наши дни, в Турции, продолжают развиваться многие старинные художественные промыслы, которые напоминают нам о славном прошлом страны.