Дороги в Турции отличаются великолепным качеством покрытия, особенно в юго-западной части страны, в туристических центрах. К сожалению, никакое качество дорог не может уберечь от экзотического стиля вождения местных водителей, которые часто игнорируют правила.
Движение в Турции правостороннее, но часто можно увидеть, как местные жители несутся прямо посредине проезжей части. Можно ожидать от них неожиданных остановок, резкого перестроения без включения «поворотников». Дорожные работы тоже не всегда обозначены. А тут еще и медленно двигающиеся тракторы, конные повозки и животные - все это тоже создает вероятность дорожных происшествий. Особое внимание на дорогах нужно проявить во время праздников.
Базовые Правила Дорожного Движения в Турции:
Скоростные ограничения на турецких дорогах мало чем отличаются от российских: в населенных пунктах - 50 км/ч, вне населенных пунктов - 90 км/ч, на автостраде - 120 км/ч (минимальное ограничение скорости - 40 км/ч).
Все города начинаются и заканчиваются знаками на "синем фоне", а поселки и села - на "белом". Кстати, при въезде в населенный пункт на табличке указывается не только его название, но и количество жителей - "нюфус".
Согласно действующим в Турции ПДД, правом приоритетного проезда обладают следующие транспортные средства:
- машины скорой помощи;
- противопожарные машины;
- полицейские автомобили;
- машина с дежурным офицером, следующая на место аварии;
- дежурные машины службы гражданской обороны;
- машины охраны.
Офицеры дорожной полиции (Trafik Polisi) одеты в синюю униформу и ездят на бело-синих автомобилях. Если правила не нарушались, то полицейские на контрольном посту могут остановить автомобиль по следующим причинам:
- обычная проверка водительского удостоверения и документов на автомобиль;
- во время повышенной угрозы терроризма выполняется проверка отдельных автомобилей;
- проверка на потребление алкоголя или наркотиков (обычно это делается ночью в конце недели в районе, где есть рестораны и бары).
Запомните, что водитель и пассажиры во время движения должны быть пристегнуты ремнями безопасности. Невыполнение этого правила - тоже нарушение ПДД.
Обязательными акссесуарами во всех автомобилях должны быть аптечка и светоотражающий треугольник.
В случае дорожной аварии составляется полицейский протокол - "каза рапору" (kaza raporu) проводится тест на алкоголь (либо по анализу дыхания, либо по анализу крови), в противном случае турецкие страховые компании ущерб не возмещают.
Кстати, разрешенным содержанием алкоголя в крови водителя считается 0,5 промилле (т.е. 50 миллиграмм на 100 миллилитров крови). Такого значения можно достичь, выпив примерно 800 миллилитров пива, или два бокала вина (200 мл), или 74 мл водки. Последнее значение слабо укладывается в голове русского человека, так что мы рекомендуем вообще не употреблять. Ни за рулем, ни перед тем, как вы за него садитесь.
На турецких дорогах используются международные дорожные знаки, хотя особенности в их начертании, конечно, есть. Так, вместо знака обязательной остановки STOP используется его местный заменитель - DUR.
Самые распространенные знаки на дорогах средиземноморского побережья - "Обгон запрещен" и "Конец зоны запрещения обгона". Выглядят не совсем обычно, но интуитивно вполне понятно. На разрешающем (черно-белом) знаке два автомобиля разделены наклонной чертой.
Предупреждающий знак "Опасные повороты", столь частый на горных дорогах, как и знаки "Направление поворота", ничем не отличаются от обычных. А вот на знаках "Крутой подъем" и "Крутой спуск" не указывается процентное соотношение этой самой крутизны.
Знак "Неровная дорога", изображающий некое вспучивание поверхности, крайне редок, но в основном соответствует действительности.
Информационный знак, обозначающий автомагистраль "отойол" (otoyol) - зеленого цвета. Въезд на магистраль обозначается знаком синего цвета.
Что касается различных достопримечательностей, то для их обозначения используются указательные знаки коричневого цвета с белыми надписями.
Знаки "Запрет остановки" и "Запрет стоянки" выглядят обычно, однако имеется еще один знак, который разрешает стоянку, но ограничивает ее по времени. Он выглядит как знак "Запрет стоянки", но размещен при этом на белом фоне.
На небольшом расстоянии от отсветофора обязательно присутствует не только предупреждающий знак "Светофорное регулирование", но часто и односекционный светофор, работающий в режиме желтого мигающего сигнала. На некоторых перекрестках дорог в Турции используются очень информативные четырехсекционные светофоры. Обычно они устанавливаются там, где время переключения сигналов довольно велико. В качестве верхней секции установлен таймер, который показывает оставшееся время в секундах до переключения светофора.
В ряде случаев офицер транспортной полиции может выполнять функции регулировщика. Если он поднял одну руку вверх, это означает запрет движения во всех направлениях. Две руки, вытянутые в стороны, запрещают движение со стороны груди и спины регулировщика. Одна горизонтально поднятая рука означает разрешение движения в данную сторону.
Как видим, ПДД в Турции довольно необременительны, так что соблюдать их при вождении арендованного автомобиля мы настоятельно рекомендуем.
Правила дорожного движения в Турции лучше не нарушать, т.к. штрафы, по сравнению с нашими, достаточно высокие, а сами полицейские очень принципиальны и взяток не берут. Договориться с ними практически невозможно, тем более, если вы не знаете английского языка. Вот где вспоминается пословица: «В гостях хорошо, а дома лучше» Непристегнутый ремень, мобильный телефон в руке, превышение скорости - все это обойдется Вам не в одну сотню евро. И без вариантов.
Так что удачи Вам, господа автолюбители, на дорогах прекрасной Турции. Счастливого пути!