Основная информация

В районе Калейчи города Анталья, неподалёку от ворот Адриана, расположился Институт исследования средиземноморских цивилизаций Суны и Инана Кырач, а через дорогу от института - музей.

Музей состоит из двух частей: экспозиции «Традиционный анталийский дом» и выставочного зала. «Традиционный анталийский дом» имеет три отдела: «Ночь хны», «Бритьё жениха» и «Турецкая кофейная традиция».

В здании Института через дорогу от музея находится библиотека, открытая для посетителей.

Институт исследования средиземноморских цивилизаций Суны и Инана Кырач

Институт исследования средиземноморских цивилизаций Суны и Инана Кырач при фонде Вехби Коча - это международная организация, призванная хранить историю, культуру и искусство Турции. Институт проводит исследования, документирует, охраняет и восстанавливает исторические, археологические и этнографические ценности Антальи и окрестностей. Также институт исследует древние связи региона Антальи со всем остальным Средиземноморьем. Также в задачи института входит поддержка мероприятий в области культуры и искусства, к примеру, выставок.

Институт торжественно открылся 18 мая 1996 года после реставрации двух зданий, приобретённых Суной и Инаном Кырач в историческом центре города Антальи. Здания находятся под защитой, как «важный исторический и археологический объект». В 1999 году комплекс расширился после того, как был отреставрирован ещё один соседний особняк, также представляющий историческую ценность.

Сегодня у института три весьма живописных здания. Первое из приобретённых институтом зданий - это поздний образец традиционного турецкого двухэтажного L-образного дома с внешней прихожей. До реставрации здание было почти разрушено. Его восстановили и реконструировали в соответствии с современными архитектурными требованиями для содержания библиотеки. Отделку здания выполнили в традиционном анталийском стиле. На втором этаже расположены читальни, а также отдел редких книг, отдел периодики и маленькая комната для совещаний. На первом этаже расположились собственно, библиотека и кабинет администрации. У здания, как и положено традиционному анталийскому дому, имеется внутренний дворик для отдыха.

Коллекция редких книг института - это работы по античности, с упором на местную историю. С архивами документов, фотографий и диапозитивов могут работать как местные, так и иностранные исследователи, а также студенты.

Институт исследования средиземноморских цивилизаций Суны и Инана Кырач также занимается публикацией материалов по своей работе. Помимо этого, существуют регулярные мероприятия, такие, как ежегодные конференции, симпозиумы, семинары, показы фильмов, выставки и концерты.

Музей

Выставочный зал

Выставочный зал Музея Суны и Инана Кырач расположен в здании церкви Айя Йорги (святого Георгия), которая считается одним из ценнейших культурных памятников в историческом центре города Антальи. У церкви один свод, в горизонтальной проекции она представляет собой прямоугольник. Церковь имеет черты, характерные для типичной средиземноморской архитектуры. Точная дата постройки церкви неизвестна, но надпись на здании сообщает, что генеральная реставрация была произведена в 1863 году. Однако, потом здание вновь разрушилось. Здание приобрели Суна и Инан Кырач, и в период 1993-1995 гг. архитектор М. Синан Геним реставрировал церковь. Интерьеру церкви возвращён его первоначальный вид, стены и потолок украшены росписью в голубых тонах.

Теперь в этом красивом помещении проводятся концерты и другие культурные мероприятия, а также выставляются произведения искусства из коллекции Суны и Инана Кырач.

Традиционный анталийский дом

Устройство традиционного анталийского дома базируется на следующих принципах: забота о жизни, природе, окружающей среде, искренность, мудрость, гибкость и практичность, а также приоритет функциональности перед декоративностью. Все эти принципы прослеживаются в дизайне, планировке и взаимном расположении комнат традиционного турецкого дома.

Летом в Анталье жарко, а зимой - прохладно. Главная задача дома - не впустить жару и обеспечить прохладный воздух. Именно этой цели служат такие специфические черты анталийского дома, как мощёный галькой тенистый внутренний дворик и очень высокие потолки комнат.

Как правило, дома двухэтажные, с открытой прихожей. Цокольный этаж кирпичный или каменный. Второй этаж обычно имеет открытый деревянный каркас (это называется Bağdadi duvar, «багдадская стенка»). Фасады часто украшают растительным орнаментом, изображениями луны и звёзд, розетками, надписями «Аллах» или «машалла».

Во двор с улицы ведут деревянные ворота. Двор мощён булыжником, по его сторонам - садики. Двор закрыт от улицы высокими стенами и деревьями, которые дают тень днём. Поскольку местный климат это позволяет, обычно служебные помещения (такие, как кухня, прачечная, кладовки, погреб, хлев) размещают в цокольном этаже. В результате служебные помещения не влияют на планировку дома в целом. Во дворе имеется резервуар (колодец), используемый также для охлаждения продуктов. Вдоль всех улиц есть канавки, по которым бежит вода. Из канавок делаются отводы к дворам, и эта вода используется для полива садов.

Часть двора возле самого дома называется мозаичным двором. Это обязательный элемент традиционного анталийского дома. Днём люди большую часть времени проводят в этом месте (или в открытой прихожей). Галька здесь уложена в виде геометрического или растительного орнамента по традиции, насчитывающей не одну тысячу лет. Этот украшенный пол днём всегда влажен. Его поливают водой, и вода, стоящая между камешками, испаряясь, охлаждает воздух.

С мозаичного двора идёт деревянная лестница на приподнятый первый этаж (под которым находятся цокольный этаж и промежуточный этаж). Дойдя до середины лестницы, можно попасть на промежуточный этаж: с низкими потолками и маленькими окошками, используемые, как кладовая.

Дойдя до верха лестницы, попадаешь в открытую прихожую - галерею, называемую хайят. Здесь стоят кресла и висит умывальник. Хайят - это место, вокруг которого вертится жизнь анталийского дома. Здесь все жильцы собираются, если им нужно что-то вместе обсудить.

Главный этаж дома - первый (он идёт после цокольного и промежуточного). Размеры и планировка цокольного этажа зависят от хозяйственных нужд семьи. Поэтому цокольный этаж часто имеет неправильную форму. Эта неправильность «оправдывается» с помощью балкончиков и архитектурных фонарей на верхних этажах. Неправильная форма зданий - источник разнообразия и богатства линий в лабиринте извилистых улочек старой Антальи.

На верхних этажах расположены жилые комнаты. Все они сообщаются с хайятом. Самая большая и наиболее богато обставленная комната (баш ода) принадлежит хозяину дома. Самые важные элементы убранства этой комнаты, задающие её индивидуальность, это камин с деревянным верхом, резные сундуки для белья, потолок, покрытый резными панелями, с резной крестовиной в середине, высокие полки на стенах, и множество шкафчиков, имеющих специальные названия, такие, как тестылык, пешкырлык, ламбалык, финджалык, кавуклук. Это - специальные подставки, например, для кувшина, или для салфеток, для лампы, для чашек, для головных уборов.

Начиная с 18 века, западные стили барокко и рококо стали особо цениться в украшении интерьеров. На стенах появились пейзажи и натюрморты. В некоторых старинных домах района Калейчи можно увидеть декоративные карнизы с видами Стамбула.

«Ночь хны»

В прежние времена турецкая свадьба длилась неделю. Начиналось всё в понедельник с отправки приданого невесты в дом жениха. Приданое укладывалось на тележку, которую везла лошадь. Тележка под звуки кларнета и барабанов ехала по городу, к удовольствию всех прохожих. По прибытии приданого в дом жениха, близкие родственники невесты оформляли и выставляли все предметы из приданого на обозрение гостям.

Во вторник родственники жениха и невесты, а также друзья невесты шли в турецкую баню. Это называлось «баня невесты». После игр и развлечений невеста должна была войти в баню под звуки народных песен. А гости стояли вокруг и держали свечи. При этом на невесте должны были быть шёлковый пояс и башмаки, украшенные перламутром.

В среду вечером начиналась Ночь хны. Днём родственники жениха и невесты насыпали хну на серебряный поднос, ставили на него же две свечи, и приносили его в дом невесты. В Ночь хны невеста и все родственницы должны были носить платья, называвшиеся «Биндаллы», из богато расшитого бархата или атласа. Гостей кормили ужином, а затем невеста, лицо которой было закрыто красной вуалью, входила в комнату. Её сопровождали главная подруга и близкие друзья, которые несли зажжённые свечи и пели народные песни. Прежде, чем занять своё место на специальном высоком сидении, невеста целовала руки старшим.

Затем, по обычаю, невеста выходила в середину комнаты, и под пение песен начиналась церемония хны. Несколько женщин должны были разжать правый кулак невесты, а потом женщина, про которую известно, что она счастлива в браке, клала в ладонь невесты шарик из хны. После этого те гости, которые принесли в подарок золото, должны были вдавить эти золотые изделия в шарик хны. Это называлось «Кына Басмасы», то есть «печать на хне». Затем невесте красили хной кончики пальцев на руках и на ногах. По традиции, оставшейся хной красили руки другим девушкам, считалось, что это примета к счастливому замужеству. После этого невеста танцевала танец для гостей.

В конце Ночи хны мать невесты, которой скоро расставаться с дочерью, плакала, слушая грустные песни в исполнении родственниц.

Бритьё жениха

В день, когда невеста должна была прийти в дом жениха, жених с друзьями устраивали праздник, во время которого жениха надо было побрить к свадьбе. Для этого жених должен был использовать фартук, полотенце и тазик для бритья: всё это в больших количествах поступало от невесты в виде подарков.

Фартук для бритья имел форму прямоугольника, с полукруглым вырезом, чтоб повязывать вокруг шеи. Фартук составлял ансамбль с полотенцем. Фартук и полотенце были шёлковые (хотя иногда и льняные), и украшались вышивкой. Также в церемонии бритья использовались упомянутый тазик, набор из кувшина и чашки и бритва.

Жених не брился сам, а брил его специально нанимаемый для этой цели цирюльник. После того, как в 16 веке в страну пришёл кофе, многие цирюльники стали брить клиентов в углу кофейни. Однако, поскольку кофе время от времени запрещали, некоторые цирюльники предпочитали всё время работать на открытом воздухе.

Парикмахерские, как в Европе, появились в Стамбуле только при Абдул-Хамиде II (годы правления 1876-1909), а до тех пор долгое время цирюльники обслуживали своих клиентов на улице, сидя возле стены или на углу улиц. Помимо бритья, цирюльники подрабатывали, как дантисты, делали обрезания и пускали кровь.

Турецкая кофейная традиция

Кофе был впервые завезён в Стамбул мусульманскими купцами в 1519 году после завоевания Египта султаном Селимом I. Новинка быстро распространилась по стране, и ко второй половине века кофе стал неотъемлемой частью повседневной турецкой жизни. Хотя время от времени по разным причинам кофе попадал под запрет.

Во времена Османской империи существовала освящённая временем традиция домашней кофейной церемонии. Перед кофе гостям подавали варенье. Варенье подавалось в закрытой чаше на серебрянном подносе. Вокруг чаши на подносе стояли стаканчики с ложками и чашки с водой, чтоб запивать варенье. После варенья три девушки подавали кофе. Чтоб напиток не остывал, кувшин с кофе ставили на жаровню с углями, подвешенную на трёх цепях.

Первая девушка в специальном круглом переднике несла поднос с чашками. Вторая девушка несла жаровню с кувшином. А третья девушка наливала кофе и расставляла чашки перед гостями.

Отзывы об этом месте: Написать отзыв