Основная информация

Кларос - небольшой античный город, развалины которого сегодня можно видеть в 20 километрах на северо-запад от Эфес. В отличие от соседних Нотиона и Колофона, Кларос имел большее значение, как религиозный центр. Основанный мифологическими героями Эпигонами и достоверно известный примерно с X века до нашей эры (датировка произведена по характерных фрагментам древних ваз; на фото можно видеть пример керамики с Эгейского побережья Турции), город уже VII веку стал одним из центров культа бога Аполлона: в его честь были возведены храмы, созданы статуи и названы минеральные источники. Местным оракулам приписывают множество значительных исторических действий, в числе которых более всего выделяются предсказание поражения афинского флота в сражении у местного побережья и предложение основать Новую Смирну. Античный историк Лукиан упоминает Кларос как один из важнейших и богатейших центров, где жили прорицатели:

... таким путем разбогатели Дельфы и стали знамениты, также Делос, Клар и Бранхиды.

Причем Кларос выделялся тем, что здесь совершались необычные жертвоприношения: статуям богов подносили рыбу.

Само поселение находилось в регионе, где в тех или иных очертаниях сходились границы 3 исторических областей - Ионии, Лидии и Карии. Соседние города еще в ранние античные времена вошли в Ионийский союз - политическое и экономические объединение дюжины полисов на побережье Эгейского моря. В VI веке до нашей эры, при царе Крезе, Кларос находился под влиянием Лидии. Позже, в районе 500 года, весь западный берег современной Турции оказался под властью Персии. Крупных находок и тем более построек той поры в Кларосе нет. В период с 450 по 410 годы, на фоне усиления греков и ослабления династии Ахеменидов, усилились позиции Карии, которая сначала была частью государства персов, затем - вассалом, а затем - независимым царством.



В 334 году на территории современной Турции вступила армия Александра Македонского, и множество государств и городов добровольно или после поражения в битвах вошли в состав его царства. Сведений о том, что близ Клароса происходили сражения местный войск с армией Александра, нет; вероятно, город признал власть завоевателя без боя. После смерти царя в 323 году его держава распалась на несколько частей, и Кларос вновь оказался на территории, где сходились владения трех крупных эллинистических государств - Пергамского царства, империи Селевкидов и египетского царства Птолемеев, сумевших несмотря на удаленность получить контроль над крупными городами юго-запада Малой Азии (Эфесом, Кауносом). Боевые действия велись также близ Эфеса и Сард (современный город Салихлы, 80 километров на восток от Измира и столько же на северо-восток от Эфеса), однако Кларос, все еще бывший важным религиозным центром, завоеватели обходили стороной. В эти же времена появляется новый алтарь в честь Аполлона.

Довольно интересно происходила сама процедура предсказания. В изложении римского историка Тацита это выглядит так:

... жрец... осведомляется у желающих обратиться к оракулу только об их числе и именах; затем, спустившись в пещеру и испив воды из таинственного источника, ... излагает складными стихами ответы на те вопросы, которые каждый мысленно задал Богу.


Во II веке до нашей эры побережье Эгейского моря попадает под влияние набирающего силы Рима; вскоре вся территория современной Турции (получившая название провинции Азии) оказывается во власти республики, превратившейся в 27 году до нашей эры в империю. Азия процветает, однако уже в I веке жители Клароса столкнулись с проблемой, которая позже привела к упадку и более населенные богатые города вроде Эфеса и Приены - отступлением моря с последующим заболачиванием территорий, а также утратой некоторых религиозных ритуалов. В частности, постепенно увядала традиция посещения местных предсказателей; у древнеримского историка Страбона мы находим следующие слова:

Затем следуют гора Галлесий и Колофон — ионийский город; перед ним лежит священный участок Аполлона Кларийского, где некогда был древний оракул.

Страбон жил в I веке до нашей эры; возможно, он ошибался, ибо другой историк Тацит упоминает, что Кларос посещали приближенные некоторых римских императоров в I веке уже нашей эры. Впрочем, еще столетим позже, при императоре Адриане в 120-130-ые годы в Эфесе были построены различные культурные учреждения и сюда продолжали прибывать странники из различных исторических областей Турции и Греции (в том числе Каппадокии, Ликии, Крита), а также Сирии и Македонии; они стремились посетить многочисленные эфесские храмы, однако Кларос (как и соседний Нотион) все же начал угасать и перестал быть сколько-нибудь значимым поселением. Считается, что поселение было покинуто в IV веке.



В прошлом веке на территории были проведены археологические раскопки. В настоящее время любой желающий может увидеть остатки храмов Аполлона и Артемиды, а также фрагменты небольшого лабиринта. Туристов здесь обычно мало: всего несколько десятков за день. Тем не менее Кларос представляет большой интерес (в первую очередь для исследователей античной культуры). Ныне на территории святилища находится небольшой археологический парк, организованный здесь в 2011 году.

В наши дни топоним "Кларос" можно видеть в названиях некоторых окрестных дорог, отелей и заведений сферы обслуживания.

Отзывы об этом месте: Написать отзыв